Преподобные (пам. 4, 24 нояб. (М.), 19 июля (П.), 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие. Они не упоминаются в комплексе ранних источников (до 30-х гг. XIII в.), повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках - Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии прп. Феодосия Печерского. О них, как и о большинстве святых, почивающих в Дальних пещерах, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIV в. как время жизни М. и П. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Дива печер. 1997. С. 67, и др.) следует признать необоснованным.
«Благословенный отец Паисий» и «святый старец Меркурий» впервые упоминаются как имеющие соседние погребения в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (цит. по: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 81). При этом М. и П. не указаны в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. каноне преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг.
В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1885), сообщалось, что М. и П. жили «в великой любви» в одной келье и просили Бога, чтобы Он их никогда не разлучал; после кончины их тела были погребены в Дальних пещерах рядом (Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 44). М. почитается Церковью как постник (сведение об этом появилось в лит-ре XIX в., его источник неизвестен). По сообщению еп. Димитрия (Самбикина) (1901), «ныне преп. Паисий почивает в отдельной раке от преп. Меркурия, и почивают друг против друга по обеим сторонам пещерного коридора; неизвестно, когда их мощи положены в отдельные раки» (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Июль. С. 222).
Научное исследование мощей отцов, почивающих в Дальних пещерах, произведенное в 1982 г., показало, что П. к моменту кончины было 20-25 лет, возраст М. определить не удалось (Дива печер. 1997. С. 94).
Местная канонизация М. и П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой М. и П. прославляются в 6-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание М. и П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М. и П.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Не позднее XIX в. были составлены тропари и кондаки М. и. П. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 44-46). Дни памяти М. и П., как и мн. др. св. отцов, почивающих в Дальних пещерах, были установлены во 2-й пол. XIX в.
Описания облика М. и П. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском, кон. XVIII в.) в составе Собора Киево-Печерских святых (все без указания дня памяти): М.- «сед, брада кругла, доле Николины, проста, на главе клобук черн, ризы преподобническия дичь, испод киноварь разбелен, правая рука молебна у сердца, длань вверх, левою поднял ризу с левыя страны» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. № 66. Л. 318 об.- «левыя страны» 46-й); П.- «сед, брада Власиева (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), власы с ушей, на плечах клабук черн, риза преподобническая, испод вохра, правую руку прижал к сердцу, левою держит ризу, поднял мало» (Там же. Л. 316 - «левыя страны» 14-й).
В Дальних (Феодосиевых) пещерах лавры при мощах каждого из святых находится икона с его единоличным изображением; обе иконы выполнены в 40-х гг. XIX в. в мастерской Киево-Печерской лавры иером. Иринархом с учениками. М. представлен по пояс, в небольшом развороте влево; он, муж средних лет с недлинной рыжеватой бородой, облачен в мантию, на голове клобук округлой формы; в руках держит открытую книгу с текстом из Пс 18. 10-11: « ( )<> ». П. изображен фронтально, чуть ниже пояса; у него длинная, окладистая, слегка вьющаяся борода без проседи; он в рясе и мантии, на голове округлый клобук, правой рукой благословляет, на запястье левой руки намотаны четки; держит раскрытую к себе книгу.
К облику на иконе при мощах близко (в т. ч. и по возрастной характеристике) изображение М. на находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890, работа иконописцев мастерской Киево-Печерской лавры). Образу святого придан назидательный характер - он представлен в легком повороте влево, но не с книгой, а с указующим вверх перстом правой руки. В нимбе надпись: « ». К иконе при мощах П., вероятно, восходит его образ на иконе при входе в Дальние пещеры: он представлен фронтально, каштановая борода чуть короче, но так же окладиста, кисть правой руки приложена к груди. В нимбе надпись: « ».
В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, начало сложения к-рого связано с процессом соборной канонизации Печерских чудотворцев во 2-й пол. XVII в., расположение М. и П. остается неизменным в большинстве случаев. Оба в левой группе чудотворцев, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. П. занимает более «почетное», нежели М., место: он представлен в нижней части композиции непосредственно за фигурой прп. Феодосия Печерского; П. открывает 2-й ряд «пятерицы» преподобных Агафона Чудотворца, Лукиана, Тита Воина и Лонгина Вратарника. Фигура М. находится в верхней части композиции, в предпоследнем, 8-м снизу ряду; как и П., он открывает «пятерицу» преподобных, в к-рую включены Нестор Некнижный, Мартирий и Ахила Диаконы и Пимен Постник. Данная схема воспроизводилась до кон. XIX в. и известна по большому количеству гравюр и литографий. Д. А. Ровинский на примере иконографии листовой гравюры почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского публикует аналогичные гравированные изображения, датируя 2 наиболее ранних из них кон. XVII в. и 1-й пол. XVIII в. (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1506, 1507); гравюру 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копию 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517). К тому же изводу относится киевская гравюра Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ), на к-рой М. изображен держащим крест в левой руке; образ П. имеет в подписи в нимбе уточнение о его монашеском делании: « » (у Ровинского эта надпись с гравюры Гочемского воспроизведена как «П. Паисiи калинникъ»; см.: Там же. С. 622. № 506(73)).
На эстампах XIX в. встречаются изменения в иконографии святых, особенно в изображении П., фигура к-рого занимала значимое место, рядом с князьями и первоигуменом лавры, но объяснение этому отсутствовало в т. ч. в связи с утратой в надписи эпитета при имени. Так, на раскрашенном офорте 1-й четв. XIX в. (РГБ) П. изображен как лицо светское: он облачен в платье с орнаментированными оплечьем и поручами, голова не покрыта, волосы короткие, а в нимбе при имени указано «с[вя]тый» вместо принятого при образах монахов на этом же офорте надписания «пре[подобный]» (см.: Алёхина, сост. 2006. С. 63). На раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) святой предстает с омофором на плечах, т. е. в сане архиерея, но в отличие от др. святителей его голова не покрыта митрой, как на ранних изображениях. На хромолитографии 1894 г. (ГЛМ, РГБ; см.: Там же. С. 64) на П. также платье, напоминающее княжеское, голова не покрыта, но в надписи обозначен преподобнический чин прославления. На тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) он в подряснике-однорядке (?) (с пуговицами от ворота до подола), что может подразумевать его характеристику как келейника; эпитет отсутствует, чин святости - «преподобный».
То, что отмечено как общие принципы и закономерности композиции «Собор Киево-Печерских святых» на примере эстампов, будет верно и для икон. Наиболее ранними и соответствующими традиц. схеме с сохранением при имени Паисий эпитета «Келейник» являются иконы: посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) - М. обращен к центру, в мантии, на голове клобук, борода седая средней длины, седые же вьющиеся волосы до плеч, подпись в нимбе: « », П. представлен в повороте к центру композиции, голова не покрыта (куколь на плечах), в волосах на голове и в сужающейся книзу бороде незначительная проседь, подпись в нимбе: « »; 1-й трети XIX в. (КБМЗ) - П. изображен в повороте к центру композиции, но взгляд обращен на молящегося, на кисти правой руки четки, подпись в нимбе: « »; сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове) - оба святых изображены так же, как на иконе из КБМЗ, но П. без четок; 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117) - в подписи на намбе П. отсутствует эпитет. На иконе 1-й пол. XIX в. (см.: Алёхина, сост. 2006. С. 33) П. представлен как архиерей - в красной фелони, с белым с золотыми крестами омофором на плечах, без митры, руки воздеты и разведены в стороны в жесте моления, при этом в надписи сохранена часть эпитета и изменен чин святости: «Стый Паисiй Кел.» На эмалевых иконах, к-рые изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков, из-за миниатюрности изображения нередко отсутствуют надписи имен в нимбах, но, напр., на иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) образ М. узнаваем благодаря расположению «пятерицы» с фигурами 2 диаконов в стихарях, а П.- еще и по месту в композиции и отличим от других по платью (см.: Алёхина, сост. 2006. С. 48); сохранены надписи, в т. ч. эпитет при имени Паисий, на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия).
Изображение М. представлено в составе избранных святых на иконе-мощевике (ставротеке), выполненной, по мнению И. В. Злотниковой, новгородским иконописцем по заказу духовного лица (30-40-е гг. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова). Святой в паре с ап. Андреем Первозванным показан на верхнем правом медальоне (всего 4), вмонтированном в основание доски с мощевиком в центре. Апостол и преподобный изображены беседующими, М. в рясе, в мантии и в схиме, голова не покрыта, левая рука отведена в сторону.
Согласно описи Дальних пещер 1877 г., на простенках в ц. прп. Феодосия Киево-Печерского среди 19 выполненных масляными красками фигур святых были образы М. и П. (Опись 1877 г.: Главная церковная и ризничная опись Дальних пещер // ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 (общ.). Д. 294. Л. 43 об.).